Члены ВТО: категории и преимущества 2019
![](/wp-content/uploads/strany-uchastnicy-vto_0.jpg)
Есть 164 члена Всемирной торговой организации. Это 84 процента из 196 стран мира. Они присоединились к преимуществам большей международной торговли, предоставленной ВТО.
Преимущества членства в ВТО
ВТО помогает торговать по всему миру плавно через свои торговые соглашения. Члены ВТО знают, что такое правила. Они понимают штрафы за нарушение правил и как играть в глобальную торговую игру, которая, несомненно, создает более безопасную торговую арену для всех.
ВТО также предоставляет своим членам справедливый метод разрешения торговых споров. Им не нужно прибегать к насилию или войне. Более подробно см. Раздел «Как ВТО решает торговые споры?
ВТО ведет переговоры о улучшении торговых соглашений между его членами. Его последний раунд переговоров состоялся на Бали. Самое крупное соглашение было бы в рамках раунда торговых переговоров в Дохе. Это провалилось, потому что Соединенные Штаты и Европа не желали сокращать субсидии на сельское хозяйство.
Членство также снижает затраты на ведение бизнеса, устраняя волатильность. Эти общие преимущества распространяются на всех участников.
Три особых преимущества
ВТО предоставляет три конкретные преимущества всем своим членам, что позволяет использовать общие выгоды, упомянутые ранее.
Во-первых, ВТО предоставляет каждому члену статус наиболее благоприятствуемой нации, что означает, что члены ВТО должны относиться друг к другу одинаково. Они не дают привилегированной выгоды для торговли ни одному члену, не отдавая его всем.
Во-вторых, члены ВТО имеют более низкие торговые барьеры друг с другом. Это включает тарифы, импортные квоты и правила. Более низкие торговые барьеры позволяют членам расширить рынки для своих товаров, что приводит к увеличению продаж, увеличению количества рабочих мест и ускорению экономического роста.
В-третьих, около двух третей членов ВТО являются развивающимися странами.
Их членский состав дает им немедленный доступ к развитым рынкам по более низкой тарифной ставке, что дает им возможность догнать сложные корпорации и их зрелые отрасли. Им
ru.routestofinance.com
Страна | Дата вступления |
Албания (Albania) | 8-Сен-2000 |
Ангола (Angola) | 23-Ноя-1996 |
Антигуа и Барбуда (Antigua and Barbuda) | 1-Янв-1995 |
Аргентина (Argentina) | 1-Янв-1995 |
Армения (Armenia) | 5-Фев-2003 |
Австралия (Australia) | 1-Янв-1995 |
Австрия (Austria) | 1-Янв-1995 |
Бахрейн (Kingdom of Bahrain) | 1-Янв-1995 |
Бангладеш (Bangladesh) | 1-Янв-1995 |
Барбадос (Barbados) | 1-Янв-1995 |
Бельгия (Belgium) | 1-Янв-1995 |
Белиз (Belize) | 1-Янв-1995 |
Бенин (Benin) | 22-Фев-1996 |
Боливия (Plurinational State of Bolivia) | 12-Сен-1995 |
Ботсвана (Botswana) | 31-Май-1995 |
Бразилия (Brazil) | 1-Янв-1995 |
Бруней (Brunei Darussalam) | 1-Янв-1995 |
Болгария (Bulgaria) | 1-Дек-1996 |
Буркина-Фасо (Burkina Faso) | 3-Июн-1995 |
Бурунди (Burundi) | 23-Июл-1995 |
Вануату (Vanuatu) | 24-Авг-2012 |
Венгрия (Hungary) | 1-Янв-1995 |
Великобритания (United Kingdom) | 1-Янв-1995 |
Венесуэла (Bolivarian Republic of Venezuela) | 1-Янв-1995 |
Вьетнам (Vietnam) | 11-Янв-2007 |
Габон (Gabon) | 1-Янв-1995 |
Гамбия (The Gambia) | 23-Окт-1996 |
Грузия (Georgia) | 14-Июн-2000 |
Германия (Germany) | 1-Янв-1995 |
Гана (Ghana) | 1-Янв-1995 |
Греция (Grees) | 1-Янв-1995 |
Гренада (Grenada) | |
Гватемала (Guatemala) | 21-Июл-1995 |
Гвинея (Guinea) | 25-Окт-1995 |
Гвинея (Guinea-Bissau) | 31-Мая-1995 |
Гана (Guyana) | 1-Янв-1995 |
Гаити (Haiti) | 30-Янв-1995 |
Гондурас (Honduras) | 1-Янв-1995 |
Гонг Конг, Китай (Hong Kong, China) | 1-Янв-1995 |
Дания (Denmark) | 1-Янв-1995 |
Джибути (Djibouti) | 31-Май-1995 |
Доминика (Dominica) | 1-Янв-1995 |
Доминиканская Республика (Dominican Republic) | 9-Мар-1995 |
Египет (Egypt) | 30-Июн-1995 |
Европейский Союз (European Union) | 1-Янв-1995 |
Замбия (Zambia) | 1-Янв-1995 |
Зимбабве (Zimbabwe) | 5-Мар-1995 |
Исландия (Iceland) | 1-Янв-1995 |
Индия (India) | 1-Янв-1995 |
Индонезия (Indonesia) | 1-Янв-1995 |
Ирландия (Ireland) | 1-Янв-1995 |
Израиль (Israel) | 21-Апр-1995 |
Испания (Spain) | 1-Янв-1995 |
Италия (Italy) | 1-Янв-1995 |
Иордания (Jordan) | 11-Апр-2000 |
Камбоджи (Cambodia) | 13-Окт-2004 |
Камерун (Cameroon) | 13-Дек-1995 |
Канада (Canada) | 1-Янв-1995 |
Кабо-Верде (Cape Verde) | 23-Июл-2008 |
Китай (China) | 11-Дек-2001 |
Колумбия (Colombia) | 30-Апр-1995 |
Конго (Congo) | 27-Мар-1997 |
Коста Рика (Costa Rica) | 1-Янв-1995 |
Кот-Дивуар (Cote d’Ivoire) | 1-Янв-1995 |
Куба (Cuba) | 20-Апр-1995 |
Кипр (Cyprus) | 30-Июл-1995 |
Конго (Democratic Republic of the Congo) | 1-Янв-1997 |
Катар (Qatar) | 13-Янв-1996 |
Кения (Kenya) | 1-Янв-1995 |
Корея (Republic of Korea) | 1-Янв-1995 |
Кувейт (Kuwait) | 1-Янв-1995 |
Киргизская республика (Kyrgyz Republic) | 20-Дек-1998 |
Лаос (Lao People’s Democratic Republic) | 2-Фев-2013 |
Латвия (Latvia) | 10-Фев-1999 |
Лесото (Lesotho) | 31-Мая-1995 |
Лихтенштейн (Liechtenstein) | 1-Сен-1995 |
Литва (Lithuania) | 31-Мая-2001 |
Люксембург (Luxembourg) | 1-Янв-1995 |
Макао, Китай (Macao, China) | 1-Янв-1995 |
Мадагаскар (Madagascar) | 17-Ноя-1995 |
Македония(The former Yugoslav Republic of Macedonia) | 4-Апр-2003 |
Малави (Malawi) | 31-Мая-1995 |
Малайзия (Malaysia) | 1-Янв-1995 |
Мальдивы (Maldives) | 31-Мая-1995 |
Мали (Mali) | 31-Мая-1995 |
Мальта (Malta) | 1-Янв-1995 |
Мавритания (Mauritania) | 31-Мая-1995 |
Мавритиус (Mauritius) | 1-Янв-1995 |
Мексика (Mexico) | 1-Янв-1995 |
Молдавия (Moldova) | 26-Июл-2001 |
Монголия (Mongolia) | 29-Янв-1997 |
Монтенегро (Montenegro) | 29-Апр-2012 |
Марокко (Morocco) | 1-Янв-1995 |
Мозамбик (Mozambique) | 26-Авг-1995 |
Майями (Myanmar) | 1-Янв-1995 |
Намибия (Namibia) | 1-Янв-1995 |
Непал (Nepal) | 23-Апр-2004 |
Нидерланды (Netherlands) | 1-Янв-1995 |
Новая Зеландия (New Zealand) | 1-Янв-1995 |
Никарагуа (Nicaragua) | 3-Сен-1995 |
Нигер (Niger) | 13-Дек-1996 |
Нигерия (Nigeria) | 1-Янв-1995 |
Норвегия (Norway) | 1-Янв-1995 |
Объединенные Арабские Эмираты (United Arab Emirates) | 10-Апр-1996 |
Оман (Oman) | 9-Ноя-2000 |
Пакистан (Pakistan) | 1-Янв-1995 |
Панама (Panama) | 6-Сен-1997 |
Папуа новая Гвинея (Papua New Guinea) | 9-Июл-1996 |
Парагвай (Paraguay) | 1-Янв-1995 |
Перу (Peru) | 1-Янв-1995 |
Польша (Poland) | 1-Июл-1995 |
Португалия (Portugal) | 1-Янв-1995 |
Румыния (Romania) | 1-Янв-1995 |
Россия (Russian Federation) | 22-Авг-2012 |
Руанда (Rwanda) | 22-Июл-1996 |
Сальвадор (El Salvador) | 7-Май-1995 |
Санта Китс (Saint Kitts and Nevis) | 21-Фев-1996 |
Санта Луция (Saint Lucia) | 1-Янв-1995 |
Сант Винсент (Saint Vincent & the Grenadines) | 1-Янв-1995 |
Самоа (Samoa) | 10-Мая-2012 |
Саудовская Аравия (Saudi Arabia) | 11-Дек-2005 |
Сенегал (Senegal) | 1-Янв-1995 |
Сьерра Леоне (Sierra Leone) | 23-Июл-1995 |
Сингапур (Singapore) | 1-Янв-1995 |
Словакия (Slovak Republic) | 1-Янв-1995 |
Словения (Slovenia) | 30-Июл-1995 |
Соломон Исландия (Solomon Islands) | 26-Июл-1996 |
Суринам (Suriname) | 1-Янв-1995 |
Свазиленд (Swaziland) | 1-Янв-1995 |
США (United States of America) | 1-Янв-1995 |
Тайпей (Chinese Taipei) | 1-Янв-2002 |
Таджикистан(Tajikistan) | 2-Мар-2013 |
Танзания(Tanzania) | 1-Янв-1995 |
Таиланд(Thailand) | 1-Янв-1995 |
Того(Togo) | 31-Мая-1995 |
Тонга(Tonga) | 27-Июл-2007 |
Тринидад и Тобаго (Trinidad and Tobago) | 1-Мар-1995 |
Тунис (Tunisia) | 29-Мар-1995 |
Турция (Turkey) | 26-Мар-1995 |
Уганда (Uganda) | 1-Янв-1995 |
Украина(Ukraine) | 16-Мая-2008 |
Уругвай (Uruguay) | 1-Янв-1995 |
Филиппины (Philippines) | 1-Янв-1995 |
Фиджи (Fiji) | 14-Янв-1996 |
Финляндия (Finland) | 1-Янв-1995 |
Франция (France) | 1-Янв-1995 |
Хорватия (Croatia) | 30-Ноя-2000 |
Центральноафриканская Республика (Central African Republic) | 31-Май-1995 |
Чешская Республика (Czech Republic) | 1-Янв-1995 |
Чад (Chad) | 19-Окт-1996 |
Чили (Chile) | 1-Янв-1995 |
Швеция (Sweden) | 1-Янв-1995 |
Швейцария (Switzerland) | 1-Июл-1995 |
Шри Ланка (Sri Lanka) | 1-Янв-1995 |
Эквадор (Ecuador) | 21-Янв-1996 |
Эстония (Estonia) | 13-Ноя-1999 |
Южная Африка (South Africa) | 1-Янв-1995 |
Ямайка (Jamaica) | 9-Мар-1995 |
Япония (Japan) | 1-Янв-1995 |
xn--h1ahbi.com.ua
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.
В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).
Задачи ВТО.
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Практические принципы работы ВТО.
В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».
Основные функции ВТО:
– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
– оказание помощи развивающимся странам;
– сотрудничество с другими международными организациями.
Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.
Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».
Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Организационная структура ВТО.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Противоречия между странами-членами ВТО.
Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.
Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.
Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».
Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.
Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.
Льготы для новых стран-участниц хорошо заметны, прежде всего, в уровне тарифов на импортные товары. Если сравнить средний уровень тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых в ВТО входили некоторые страны (табл. 2), то заметно привилегированное положение новых членов. Им часто разрешают применять более высокие импортные тарифы, чем в среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они вводят после многолетнего переходного периода. Таким образом, новые участники ВТО могут сразу получать выгоды от снижения пошлин на экспорт своих товаров за рубеж, а трудности от снижения протекционистской защиты ослабляются.
Таблица 1. СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ СТАВОК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ИМПОРТНОГО ТАРИФА СТРАН-ЧЛЕНОВ ВТО | |
Типы товаров | Тариф, действующий в январе 2001, % |
Сельскохозяйственные товары | 14,70 |
Промышленные товары | 9,73 |
Составлено по данным сайта Россия и ВТО: www.wto.ru |
Таблица 2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ИМПОРТНЫМ ТАРИФАМ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ВТО СТРАН | |||
Страна | Год вступления в ВТО | Тарифы по сельскохозяйственным товарам | Тарифы по другим товарам |
Эквадор | 1996 | 25,8%, переходный период 5 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам | 20,1% |
Панама | 1997 | 26,1%, переходный период до 14 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам | 11,5%, переходный период до 14 лет |
Латвия | 1999 | 33,6%; переходный период 9 лет | 9,3%, переходный период 9 лет |
Эстония | 1999 | 17,7%, переходный период 5 лет | 6,6%, переходный период 6 лет |
Иордания | 2000 | 25%, переходный период 10 лет | 25%, переходный период 10 лет |
Оман | 2000 | 30,5%, переходный период 4 года | 11%, переходный период 4 года |
Литва | 2001 | в основном от 15 до 35% (максимально 50%), переходный период 8 лет | в основном от 10 до 20% (максимально 30%), переходный период 4 года |
Составлено по данным сайта Россия и ВТО: www.wto.ru |
Борясь против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.
Россия и ВТО.
Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.
Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.
От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:
– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;
– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;
– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;
– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;
– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.
Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.
В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).
В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.
Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.
С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.
С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении России в ВТО пострадают следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение и автомобильная промышленность, в частности производство грузовиков. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.
В связи с этим предусмотрены т.н.адаптационные меры, в частности, предполагается принять закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий от налога на прибыль до 2016 и минимизацию НДС.
Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране имели место острые споры по поводу целесообразности этого вступления.
В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий подали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что соглашения с ВТО являются законными.
10 июля 2012 Государственная Дума проголосовала за ратификацию «Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению». За ратификацию проголосовала фракция «Единой России».
Российская экономика неизбежно понесет крупные потери после вступления в ВТО.
См. также ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ.
Дмитрий Преображенский, Юрий Латов
www.krugosvet.ru
Всемирная торговая организация (ВТО) — Answr
Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.
![](/wp-content/uploads/strany-uchastnicy-vto_2.jpg)
ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.
Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.
Принципы и правила ВТО
Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:- для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
- деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
- участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.
Структура Всемирной торговой организации
ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:- Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
- Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
- Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
- Совет торговых услуг.
- Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
- Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.
Роль ВТО в глобализации международной торговли является существенной, несмотря на ряд проблем, связанных с интеграцией новых членов и принятием спорных решений. Всемирная торговая организация отвечает за либерализацию торговли, однако не лишает государства суверенитета в принятии экономических решений, она не диктует торговую политику, а лишь способствует диалогу между участниками.
answr.pro
ВТО (Всемирная Торговая Организация) — это…
Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.
История создания ВТО
ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.
Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.
Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.
Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.
Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.
На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).
Принципы Всемирной Торговой Организации
- Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.
Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;
- Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
- Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.
Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.
На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.
В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.
Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.
Функции и задачи ВТО
Основные функции ВТО заключаются в следующем:
- мониторинг коммерческой политики государств-участников;
- контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
- организация переговоров между странами-участницами ВТО;
- обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
- поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
- разрешение спорных вопросов.
Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.
Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.
Структура ВТО
Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.
Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.
Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.
- Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
- Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
- Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.
Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.
В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:
- Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
- Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
- Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.
Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор
Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.
Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.
Россия в ВТО
В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.
Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.
С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.
Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).
Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.
В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.
В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.
Такова была не простая история вступления России в ВТО.
Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.
bankspravka.ru
Страны — участницы ВТО — СОЮЗЛЕГПРОМ
В настоящее время организация насчитывает 154 страны-члена
Государство |
Дата вступления |
Albania |
8 September 2000 |
Angola |
23 November 1996 |
Antigua and Barbuda |
1 January 1995 |
Argentina |
1 January 1995 |
Armenia |
5 February 2003 |
Australia |
1 January 1995 |
Austria |
1 January 1995 |
Bahrain |
1 January 1995 |
Bangladesh |
1 January 1995 |
Barbados |
1 January 1995 |
Belgium |
1 January 1995 |
Belize |
1 January 1995 |
Benin |
22 February 1996 |
Bolivia |
12 September 1995 |
Botswana |
31 May 1995 |
Brazil |
1 January 1995 |
Brunei Darussalam |
1 January 1995 |
Bulgaria |
1 December 1996 |
Burkina Faso |
3 June 1995 |
Burundi |
23 July 1995 |
Cambodia | 12 October 2004 |
Cameroon |
13 December 1995 |
Canada |
1 January 1995 |
Cape Verde | 23 July 2008 |
Central African Republic |
31 May 1995 |
Chad |
19 October 1996 |
Chile |
1 January 1995 |
China | 11 December 2001 |
Colombia |
30 April 1995 |
Congo |
27 March 1997 |
Costa Rica |
1 January 1995 |
Cote d’Ivoire |
1 January 1995 |
Croatia |
30 November 2000 |
Cuba |
20 April 1995 |
Cyprus |
30 July 1995 |
Czech Republic |
1 January 1995 |
Democratic Republic of the Congo |
1 January 1997 |
Denmark |
1 January 1995 |
Djibouti |
31 May 1995 |
Dominica |
1 January 1995 |
Dominican Republic |
9 March 1995 |
Ecuador |
21 January 1996 |
Egypt |
30 June 1995 |
El Salvador |
7 May 1995 |
Estonia |
13 November 1999 |
European Communities |
1 January 1995 |
Fiji |
14 January 1996 |
Finland |
1 January 1995 |
France |
1 January 1995 |
Gabon |
1 January 1995 |
The Gambia |
23 October 1996 |
Georgia |
14 June 2000 |
Germany |
1 January 1995 |
Ghana |
1 January 1995 |
Greece |
1 January 1995 |
Grenada |
22 February 1996 |
Guatemala |
21 July 1995 |
Guinea Bissau |
31 May 1995 |
Guinea |
25 October 1995 |
Guyana |
1 January 1995 |
Haiti |
30 January 1996 |
Honduras |
1 January 1995 |
Hong Kong, China |
1 January 1995 |
Hungary |
1 January 1995 |
Iceland |
1 January 1995 |
India |
1 January 1995 |
Indonesia |
1 January 1995 |
Ireland |
1 January 1995 |
Israel |
21 April 1995 |
Italy |
1 January 1995 |
Jamaica |
9 March 1995 |
Jordan |
11 April 2000 |
Japan |
1 January 1995 |
Kenya |
1 January 1995 |
Korea, Republic of |
1 January 1995 |
Kuwait |
1 January 1995 |
The Kyrgyz Republic |
20 December 1998 |
Latvia |
10 February 1999 |
Lesotho |
31 May 1995 |
Liechtenstein |
1 September 1995 |
Lithuania |
31 May 2001 |
Luxembourg |
1 January 1995 |
Macau, China |
1 January 1995 |
Macedonia | 4 April 2003 |
Madagascar |
17 November 1995 |
Malawi |
31 May 1995 |
Malaysia |
1 January 1995 |
Maldives |
31 May 1995 |
Mali |
31 May 1995 |
Malta |
1 January 1995 |
Mauritania |
31 May 1995 |
Mauritius |
1 January 1995 |
Mexico |
1 January 1995 |
Moldova |
27 July 2001 |
Mongolia |
29 January 1997 |
Morocco |
1 January 1995 |
Mozambique |
26 August 1995 |
Myanmar |
1 January 1995 |
Namibia |
1 January 1995 |
Nepal | 23 April 2004 |
Netherlands — For the Kingdom in Europe and for the Netherlands Antilles |
1 January 1995 |
New Zealand |
1 January 1995 |
Nicaragua |
3 September 1995 |
Niger |
13 December 1996 |
Nigeria |
1 January 1995 |
Norway |
1 January 1995 |
Oman, Sultanate of |
9 November 2000 |
Pakistan |
1 January 1995 |
Panama |
6 September 1997 |
Papua New Guinea |
9 June 1996 |
Paraguay |
1 January 1995 |
Peru |
1 January 1995 |
Philippines |
1 January 1995 |
Poland |
1 July 1995 |
Portugal |
1 January 1995 |
Qatar |
13 January 1996 |
Romania |
1 January 1995 |
Rwanda |
22 May 1996 |
Russian Federation |
22 August 2012 |
Saint Kitts and Nevis |
21 February 1996 |
Saint Lucia |
1 January 1995 |
Saint Vincent & the Grenadines |
1 January 1995 |
Saudi Arabia | 11 December 2005 |
Senegal |
1 January 1995 |
Separate Customs Territory of Taiwan, Penghu, Kinmen and Matsu | 1 January 2002 |
Sierra Leone |
23 July 1995 |
Singapore |
1 January 1995 |
Slovak Republic |
1 January 1995 |
Slovenia |
30 July 1995 |
Solomon Islands |
26 July 1996 |
South Africa |
1 January 1995 |
Spain |
1 January 1995 |
Sri Lanka |
1 January 1995 |
Suriname |
1 January 1995 |
Swaziland |
1 January 1995 |
Sweden |
1 January 1995 |
Switzerland |
1 July 1995 |
Tanzania |
1 January 1995 |
Thailand |
1 January 1995 |
Togo |
31 May 1995 |
Tonga | 27 July 2007 |
Trinidad and Tobago |
1 March 1995 |
Tunisia |
29 March 1995 |
Turkey |
26 March 1995 |
Uganda |
1 January 1995 |
Ukraine | 16 May 2008 |
United Arab Emirates |
10 April 1996 |
United Kingdom |
1 January 1995 |
United States |
1 January 1995 |
Uruguay |
1 January 1995 |
Venezuela |
1 January 1995 |
Vietnam | 11 January 2007 |
Zambia |
1 January 1995 |
Zimbabwe |
5 March 1995 |
|
|
Государства-наблюдатели
Afghanistan
Algeria
Andorra
Azerbaijan
Bahamas
Belarus
Bhutan
Bosnia and Herzegovina
Comoros
Equatorial Guinea
Ethiopia
Holy See (Vatican)
Iran
Iraq
Kazakhstan
Lao People’s Democratic Republic
Lebanese Republic
Liberia, Republic of Libya
Montenegro
Samoa
Sao Tomé and Principe
Serbia
Seychelles
Sudan
Tajikistan
Uzbekistan
Vanuatu
Yemen
Вернуться в начало раздела
www.souzlegprom.ru
ВТО — это… Что такое ВТО?
Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC)) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.
На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
История ВТО
Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.
Организационная структура ВТО
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.
Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.
Комиссия по урегулированию споров
Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерная, по их мнению, поддержка принципа свободной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.
Отдельные решения
Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:
- решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещенное в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута другими, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I(англ.)
- похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зеленым протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешевого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определенных товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок по ее мнению не соответствует нормам ВТО и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case(англ.)
- основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.
Россия и ВТО
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо c принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.
В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[1] Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.
Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе [2]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.
Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.
Условия присоединения
В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров[3], где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.
В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).
Согласно критической статье в журнале «Эксперт», «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год».[4]
Существует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближённым к Кремлю — это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.[5]
Критика
Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.
Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.
В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.
Текущие события
2008
2007
11 января Вьетнам официально вступил в ряды ВТО.
27 июля Королевство Тонга (Тонга)[[6] вступило в ВТО.
В декабре 2007 года было принято государство Кабо-Верде.
2006
7 ноября ВТО после продолжавшихся последние 11 лет переговоров официально предложила Вьетнаму вступить в свои ряды. По мнению представителей организации, Вьетнам успешно провел все необходимые реформы и теперь готов вступить в ВТО. Теперь соответствующий договор должно будет подписать вьетнамское правительство. Спустя 30 дней после этого Вьетнам официально станет членом торговой организации. Таким образом, он станет 150-м участником этой организации.
10 ноября Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил, что Россия и США пришли к компромиссу на переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).
18 ноября на саммите АТЭС в Ханое России и США состоялся очередной этап двухсторонних переговоров по поводу вступления нашей страны в ВТО. В результате было подписано двустороннее соглашение.
С 2003 года проводятся Межпарламентские конференции по вопросам деятельности ВТО. 1-2 декабря 2006 года в Женеве состоялась Пятая межпарламентская конференция по ВТО. В работе форума приняли участие свыше 400 представителей из 70 стран. Темой конференции стал срыв Дохийского раунда переговоров и возможности реанимации переговорного процесса. В итоговом документе конференции парламентарии выразили озабоченность тем, что переговоры в рамках Дохийского раунда «практически застыли на мертвой точке». Парламентарии также подчеркнули, что особое внимание на переговорах в рамках Дохийского раунда должно быть уделено защите интересов развивающихся стран
2005
11 декабря было принято официальное решение о принятии в ВТО Саудовской Аравии, которая стала 149-м членом этой организации.
15 декабря о принятии Королевства Тонга в ВТО заявил в Гонконге председатель министерской конференции ВТО Джон Цанг.
Источники
- ↑ Россию не примут в ВТО из-за AllofMP3.com
- ↑ Lenta.ru:Экономика: Россия перенесла вступление в ВТО на неопределённый срок
- ↑ Об основных результатах переговоров по доступу на рынки товаров и услуг в рамках присоединения России к ВТО. МЭРТ. Проверено 19 января 2007.
- ↑ Вступление в ВТО: «Задержись на пороге». Журнал «Эксперт». Проверено 2 декабря 2006.
- ↑ Финам.ru — Вступление России в ВТО: плюсы и минусы.
- ↑ http://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/tonga_e.htm]
Ссылки
Всемирная торговая организация (ВТО, WTO, OMC)
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru